НОВЫЕ ФОСФАТНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И ОТДЕЛКИ

УДК 661.636.

Л.Б. Сватовская, М.Н. Латутова, О.Ю. Макарова,
Н.П. Чибисов, В.Л. Шубаев, А.В. Тарасов
Петербургский государственный университет путей сообщения

Целью данной работы явилась возможность получения материалов на основе алюминий- и железосодержащего природного и техногенного сырья с использованием технической и техногенной фосфорной кислоты, при взаимодействии с которой образуются фосфаты, благоприятно действующие на биосферу.

В качестве алюминий- и железосодержащего природного и техногенного сырья использовались глины и суглинки Ленинградской области, железосодержащие отходы металлургического производства, песчаный отход ПО “Фосфорит”, содержащий примеси Р2О5, а также нефтезагрязненные грунты территорий объектов железнодорожного транспорта. Все эти продукты, как известно, не рекомендованы при получении силикатных материалов. Термодинамический анализ систем на основе алюминий- и железосодержащего сырья, проведенный в соответствии с последними работами [1,2], показывает, что энергосодержание этих систем высокое и может быть извлечено и использовано с помощью реакции с фосфорной кислотой. Термодинамический анализ показал также, что энергетический резерв фосфатных систем достаточно высокий и достигает значения более 500 кДж/моль, что значительно выше, чем у силикатных при равной степени превращения в 30%. Это является энергетической основой роста прочности материала и его долговечности в условиях агрессивных сред. Введение в фосфатную систему активного заполнителя снижает энергосодержание системы за счет собственных химических реакций или каталитических и чем больше выделяется энергии при образовании химических связей в фосфатной системе, тем больше понижается внутренняя энергия в целом и материал становится прочнее.

Известно [3], что для получения водо- и морозостойких фосфатных материалов используется оксид железа(II), который позволяет осуществлять прохождение окислительно-восстановительных процессов, необходимых системе. В данной работе в качестве гидравлической добавки был выбран железосодержащий отход металлургического производства.

Исследования модельных систем на основе гидроксида алюминия и железосодержащего отхода показали, что оптимальным содержанием в этих системах Fe-отхода является 15%. Прочность полученных материалов зависит от температурных условий их твердения и хранения. Понижение температуры во многих случаях способствует значительному повышению прочности, что сопровождается ростом концентрации ионов водорода водных суспензий образцов, однако необходимо начальное трехсуточное твердение на воздухе до криоактивации.

Физико-химические методы исследования модельной системы показали, что продуктами твердения являются гидрофосфаты алюминия и железа. Морозостойкость полученных материалов соответствует 50 циклам, а прочность достигает 20…25 МПа. С учетом выводов, сделанных при исследовании систем на основе гидроксида алюминия, с целью получения новых безобжиговых материалов для отделки, была использована белая каолинитовая глина в сочетании с техногенными продуктами. В табл. 1 представлены свойства разработанных материалов, названных глиномозаичной смальтой (ГМС). Они похожи на природные полудрагоценные камни, такие как родониты, малахиты, лазуриты; имеют побежалость цвета и необыкновенную по красоте цветовую гамму. Из глиномозаичной смальты выполнены фрагменты картин для часовни Святого Александра Невского. Безобжиговые фосфатные материалы на основе белой глины рекомендуются только для декорирования и отделки, т.к. их сырьевая база ограничена, возможность же использования монтмориллонитовой (голубой) глины по запасам не ограничена. В работе были получены фосфатные глиноматериалы, включающие техногенные продукты разной природы. В табл. 2  представлены свойства фосфатных материалов на основе голубой глины и песка, названные фосфатными глинобетонами (ФГБ). Морозостойкость этих материалов достигает 25 циклов, и они могут быть использованы аналогично строительному кирпичу М 75. Анализ результатов исследования показал, что для получения наилучшего ФГБ необходим состав, содержащий 15% Fe-отхода. Увеличение в системе (глина-песок) количества Fe-отхода улучшает технические свойства материала, с одной стороны, однако при этом повышаются сроки схватывания ФГБ и затрудняется приготовление образцов. Поэтому для замедления сроков схватывания и повышения прочности материала после водонасыщения использовались: разбавленная фосфатная связка на основе биологической активирующей добавки «НИКА» («НИКА», фосфорная кислота в соотношении 1:2), разбавленная поливинилацетатная фосфатная связка (ПВА, фосфорная кислота в соотношении 1:3), а также порошковая составляющая предварительно обрабатывалась раствором солей высших жирных кислот (замедляющая добавка «КВИН»). Результаты физико-механических исследований показали, что использование добавок замедляет сроки схватывания образцов, не ухудшая технических свойств материала. Это позволило использовать полученный фосфатный глинобетон для укрепления подбалластного слоя земляного полотна железнодорожного пути.

Свойства гидравлических глиномозаичных смальт Свойства фосфатных материалов на основе голубой глины и песка (ФГБ)

В на стоящее время остро встает проблема в необходимости создания экологически чистых материалов на основе нефтезагрязненных продуктов – щебня или песка. Создание материалов из нефтезагрязненных продуктов для промышленных и транспортных эксплуатационных целей невозможно на базе использования обычных силикатных цементов, т.к. нефтепродукты блокируют гидратационные процессы, и получить материал практически не удается. Для кислотных систем присутствие нефтепродуктов не является препятствием к взаимодействию и твердению. Поэтому в работе использовался нефтезагрязненный грунт территории локомотивного депо, голубая глина (4:1), Fe-отход металлургического производства в количестве 20% мас. и фосфорная кислота  плотностью 1,25. Был получен материал с достаточной несущей способностью, прочность при сжатии которого составила в возрасте 28 суток –- 7,0 МПа. Материал является экологически чистым, т.к. нефтезагрязненные продукты, накапливающиеся в огромных количествах на территориях предприятий ж.д. транспорта, блокируются благодаря реакции образования гидрофосфатов алюминия и железа, а продукт вымывания из него солей в виде фосфатов благоприятно действует на почву.

Помимо голубой и белой глины в работе использовался суглинок Ленинградской области в сочетании с техногенными продуктами и фосфорной кислотой.

Результаты исследования показали, что в основе твердения этих систем лежат также реакции образования гидрофосфатов алюминия и железа. Прочность полученных материалов составляет 8 МПа, морозостойкость – 50 циклов. Разработанные составы использовались при укреплении промышленной территории для стоянки автотранспорта.

В работе исследовалась долговечность полученных фосфатных материалов в их реакциях с серной кислотой, которая оценивалась калориметрическим методом. Кривые тепловыделения показали, что все материалы обладают высокой стойкостью к сернокислотной агрессии.

Выводы

  1. Получены фосфатные материалы на основе алюминий- и железосодержащего природного и техногенного сырья, обладающие высокой устойчивостью в условиях сернокислотной агрессии окружающей среды, а также долговечностью во времени в сравнении с силикатными.
  2. Изучены процессы получения водо- и морозостойких материалов на основе глин и суглинков Ленинградской области техногенных железосодержащих продуктов и фосфорной кислоты, в основе твердения которых лежат реакции образования гидрофосфатов алюминия и железа.
  3. Решена техническая и экологическая задача, при которой впервые показана возможность использования нефтезагрязненных грунтов территорий предприятий ж.д. транспорта.

Библиографический список

  1. Сватовская Л.Б. Термодинамический аспект прочности// Цемент. – 1996. — № 1, — С.34-35.
  2. Л.Б. Сватовская, В.Я.. Соловьева, Л.Л. Масленникова, М.Н.  Латутова и др. Инженерная химия. Часть 2. Химическая термодинамика, окружающая среда, материаловедение: Учебное пособие. – СПб.: ПГУПС. — 1998. — 92 с.
  3. Сватовская Л.Б., Латутова М.Н., Сычев М.М. Поведение окислителей и восстановителей при твердении фосфатных связующих// Цемент. – 1992. — № 4. — С. 62-66.
  4. Макарова О.Ю. Фосфатные материалы для строительства и отделки на основе алюминий- и железосодержащего сырья. Автореф. дис. канд. техн. наук. –СПб: ПГУПС, 1999. –24 с.